• Художник родился в Красноярске, а в Петербург приехал с рыбным обозом. За его учебу в Академии заплатил золотопромышленник из родного города – Суриков отблагодарит его картиной «Милосердный самаритянин», получившей Большую золотую медаль. Исторические картины художника были настолько достоверны, будто он видел Ермака и стрельцов своими глазами. Волошин в биографии писал: «к нам в двадцатый век русская жизнь привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и в XVII века русской истории». Какие полотна Сурикова смотреть в Русском музее – рассказываем в нашем обзоре:

    Надо знать: какие картины Василия Сурикова можно увидеть в Русском музее

    «Взятие снежного городка»

    «Взятие снежного городка»

    Картина, написанная художником на родине, в Красноярске, открывает период в его творчестве, связанный с созданием трёх монументальных полотен на сюжеты героической истории России.

    На полотне изображён кульминационный момент старинной игры — то мгновение, когда одному из нападающих верхом на коне удалось прорваться сквозь ряды защитников и добраться до снежной крепости.

    «Покорение Сибири Ермаком»
    «Покорение Сибири Ермаком»

    Созданием этой картины Суриков словно утвердил свою связь с Сибирью, с казачеством.

    На полотне изображено решающее сражение между казачьей дружиной Ермака и воинами сибирского хана Кучума в 1582 году.

    «Переход Суворова через Альпы»
    «Переход Суворова через Альпы»

    Полотно посвящено легендарному событию 1799 года, одному из эпизодов Швейцарского похода Суворова.

    «Главное в картине, — говорил Суриков, — движение. Храбрость беззаветная — покорные слову полководца, идут…»

    «Степан Разин»
    «Степан Разин»

    В последнем большом полотне Сурикова «Степан Разин», написанном в 1907 году, ощущаются тенденции нового русского живописного реализма — бессобытийность, поэтизация истории, чрезвычайная активность пейзажа и поиски монументальных форм выражения.

    «Портрет неизвестной на жёлтом фоне»
    «Портрет неизвестной на жёлтом фоне»

    В залах, посвящённых творчеству живописца, помимо исторических полотен и подготовительных работ к ним, можно увидеть и ранние академические композиции, и великолепные портреты позднего периода. Среди них этот — «Портрет неизвестной на жёлтом фоне».

    «Сибирячка»
    «Сибирячка»

    Это истинное воплощение излюбленного Суриковым типа женской красоты, исполненной гармонии.

    «Автопортрет»
    «Автопортрет»

    «Автопортрет» 1915 года — последнее из созданных художником четырнадцати своих изображений.

    Другие важнейшие картины

    Говоря о Сурикове, нельзя не отметить его следующие выдающиеся произведения:

    «Утро стрелецкой казни» — на картине изображены стрельцы, поднявшие восстание в 1698 году, которых ведут на казнь.

    В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Долгое время Суриков не мог найти типажа для главной героини. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова Авдотья Васильевна Торгошина.

    Также нельзя не отметить следующее произведение: «Посещение царевной женского монастыря». После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVIXVII веках» художник с 1908 года писал эту картину, прототипами царевны стали внучка художника Наталья Кончаловская и Ася Добринская.

27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1