• Реставрация восточного фасада Казанского собора (со стороны канала Грибоедова) длилась два года. Разборку лесов планируется завершить на этой неделе. Работы проводились по программе КГИОП за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга, выполняли специалисты ООО «ПСБ «ЖилСтрой». Финансирование за период 2018-2019 гг. составило 60,5 млн. рублей.

    Поверхность пудостского камня очищена от загрязнений и биопоражений (в том числе плесени, грибов, мха), удалены поздние цементные вставки. После очищения щадящим воздушным методом в целях консервации туфа на поверхность фасада нанесена тонированная известковая защитная плёнка - «накрывка».

    Отреставрирован расположенный над апсидой барельеф из известняка на библейский сюжет «Вход Господень в Иерусалим» скульптора Жана-Доминика Рашетта.

    Отдельное внимание уделялось подбору колера защитного известкового состава. Был выбран образец, наиболее близкий к цвету подлинного пудостского камня, свежий срез которого был исследован на северо-восточном фасаде собора. Горожане, которые при реставрации колоннады собора в 2015 году переживали по поводу изменения привычного «закопченного» цвета собора, сейчас могут убедиться: под воздействием окружающей среды фактура камня вновь проявилась. 

    Два года технологи и проектировщики наблюдали, как проявит себя нанесенный защитный слой на колоннаде собора, прежде чем приступать к следующему этапу реставрации. Покрытие тонкой известковой «накрывкой» показало положительный результат. Высокая степень пористости известняка является причиной его разрушения, особенно в условиях загазованной городской среды с влажным климатом и длительным периодом отрицательных температур. Известковая «накрывка» препятствует загрязнению поверхности камня и принимает на себя солевые  и атмосферные загрязнения. Без применения защитного известкового состава мягкий пористый туф будет необратимо разрушаться. Напомним, что возраст памятника составляет более 200 лет.

    Черные корковые образования на фасаде Казанского собора, за сохранение которых в 2015 году активно ратовали общественные активисты, неминуемо приводят к разрушению туфа. «Жертвенный» слой известковой обмазки оберегает камень от всего спектра агрессивного воздействия окружающей среды, в том числе воспринимает сажистые загрязнения и загазованность, а при дальнейших реставрационных работах его легко можно заменять, не затрагивая поверхность камня», -  пояснил главный специалист отдела технологий ремонтно-реставрационных работ КГИОП Сергей Тучинский.

    Еще с 1953 года под руководством архитектора А.Э. Гессена при участии старшего научного сотрудника И.Г. Блэк проводились научно-исследовательские и лабораторные работы для уточнения способа укрепления пудостского туфа. В результате многолетних испытаний исследователи пришли к самому щадящему, естественному  способу защиты - извести.

    Далее в рамках выделяемого финансирования предполагается продолжить реставрацию южного и  западного фасадов, аттика, барабана и купола.

    ***

    «Собор. Здесь похоронен полководец Кутузов М.И. (1745-1813)» является объектом культурного наследия федерального значения и входит в состав комплекса «Собор Казанский».

    Вопрос о защите фасадного туфа Казанского собора возник еще при строительстве, так как благодаря крупной кавернозной пористости пудостский (устар. – пудожский) камень легко поддавался атмосферным влияниям, бурел и крошился, терялись изначальные формы профилей  и орнаментов. Это заставило архитектора А.Н. Воронихина всю поверхность камня затереть тонким слоем рижского алебастра, а во избежание разноколерности окрасить известковой краской под основной цвет натурального камня, что описано в 1911 году Андреем Аплаксиным в книге «Казанский собор».

    В 1830-х годах был произведен первый ремонт фасадов под руководством архитектора Огюста Монферрана. В ходе ремонта выполнена накрывка фасадов колерованной гашеной известью охристого оттенка в целях защиты поверхности камня и скрытия некоторых дефектов, о чем свидетельствуют литографии и документы того времени.

    При ремонтах второй половины XIX века изъяны в каменной облицовке стен, колоннах и пилястрах восполнялись цементным раствором, а крупные утраченные архитектурные детали отливались из цемента, мелкие - восстанавливались гипсом, после чего все фасады окрашивались известковой краской.

    В 1912 году выполнялся капитальный ремонт фасадов под руководством архитектора А. Аплаксина. Метод, примененный при этом ремонте, был аналогичен методам второй  половины XIX века с применением гипса и цемента. Фасады были окрашены известковой краской кофейного цвета, вместо цвета натурального камня.

    В послевоенные годы ремонту подвергся северный фасад. После очистки камня от позднейших накрывок и воссоздания утраченных деталей архитектурного декора в цементе глади стен и колонны покрывались перхлорвиниловой шпаклевкой, а затем фасад и колоннады окрашивались синтетической краской.

    В 1963 году приступили к ремонту южного фасада под руководством архитектора А.Э. Гессена.  Восстанавливалась в естественном камне облицовка стен, аттиков, колонн, пилястр и архитектурных деталей с очисткой их от позднейших наслоений, окрасок и загрязнений. 

    В 2011 и 2012 годах по заказу Министерства культуры Российской Федерации выполнялись работы по западному, северному фасадам и северному портику собора. Работы проводились по методике, разработанной институтом «Спецпроектреставрация».

    В 2015 году по программе КГИОП проводились реставрационные работы на восточной и западной колоннадах с проездными арками северного фасада.

    В 2015 году подрядной организацией ООО «Строительная культура» по программе КГИОП за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга были выполнены реставрационные работы на восточной и западной колоннадах с проездными  арками северного фасада собора. 

    ***

    Аттиковые стенки над проездными арками оформлены прямоугольными филенками, профилированным карнизом с поясом растительного орнамента; в филенках северного фасада – барельефы на библейские сюжеты (на восточной проездной арке – «Изведение («истечение») воды из камня Моисеем в пустыне», скульптор Иван Петрович Мартос, на западной – «Воздвижение медного змия Моисеем в пустыне», скульптор Иван Прокофьевич Прокофьев); со стороны восточного фасада  – «Вход Господень в Иерусалим», скульптор Жана-Доминик Рашетт.

28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1