• Учитель французского языка гимназии №171 Центрального района Марина Зезкова стала первой женщиной-педагогом из Санкт-Петербурга, одержавшей победу на конкурсе «Учитель года России» и завоевавшей престижный трофей - малый хрустальный пеликан.

    Несмотря на то, что педагогика считается женской профессией, победителями всероссийского конкура «Учитель года» чаще всего становятся мужчины. До недавнего времени они доминировали и в семье петербургских пеликанов. Четыре раза представители сильного пола из Петербурга становились абсолютными победителями всероссийского конкурса, пять раз – входили в пятерку победителей и обладателей малых хрустальных пеликанов. Марина Зезкова нарушила патриархальную традицию. Вернувшись из Москвы с победой, Марина Александровна поделилась своими впечатлениями об участии в главном профессиональном педагогическом состязании России.

    Вы стали первой представительницей прекрасной половины петербургской педагогической семьи, которой удалось привезти в город хрустального пеликана. Что помогло вам добиться высокого результата, опередив традиционно сильных на конкурсе мужчин?

    Представлять Санкт-Петербург на конкурсе – это большая ответственность, но справляться с этой непростой задачей помогает опыт, накопленный Петербургской школой, и поддержка педагогического сообщества города. Благодаря Комитету по образованию и Информационно-методическому центру Центрального района у меня всегда была возможность участвовать в различных мероприятиях, знакомиться с лучшими практиками, пробовать силы в разных видах педагогической деятельности. Это уроки и мастер-классы, конкурсы, выступления и панельные дискуссии, образовательные стажировки. Поэтому Всероссийский конкурс – это подведение итогов всего того, что было увидено, прожито, обдумано, сделано за 10 лет моего педагогического стажа. По моим ощущениям я подошла к конкурсу с максимальным уровнем готовности и желанием всем этим поделиться. К тому же мой предмет, французский язык, сейчас не столь распространен, поэтому позволяет привлечь особое внимание и воспользоваться яркими приемами и инструментами в преподавании.

    Какое состязание показалось Вам наиболее сложным, а какое – наиболее интересным?

    По моим ощущениям самым сложным оказалось испытание «Образовательный проект»: необходимо было за 4 часа с коллегами из других регионов создать проект, направленный на решение проблемной ситуации, актуальной для современной образовательной организации. Участники Всероссийского конкурса «Учитель года России» – лидеры и профессионалы своего дела, но у этого есть и обратная сторона: непросто договариваться, принимать идеи других, где-то отступить от своих принципов и взглядов. Показать себя и свой лучший опыт, но и не забыть о принципах командной работы как в подготовке, так и во время выступления и ответов на вопросы.

    Наиболее интересные задания для меня связаны с работой с детьми, ведь это действительно то, что у учителя должно получаться лучше всего, к чему он привычен. В рамках конкурса их было два – это «Урок» и «Внеурочное занятие». Благодаря имеющемуся опыту я всегда могу с большой долей вероятности предположить, как пройдёт задуманное мною занятие в моей гимназии, но в рамках конкурса этого года условия были необычными, ведь уроки проходили у детей-билингвов, владеющих и русским, и чеченским, и английским, но совершенно незнакомых с французским языком. Это было очень интересно.

    Чем Вам запомнился урок в Математической школе №1 имени Х.И. Ибрагимова?

    Не буду скрывать, что перед уроком очень волновалась: первый урок абсолютно нового иностранного языка, да еще и в математической школе Чеченской республики – сочетание «неповторимое». Но урок прошел на одном дыхании благодаря активности и заинтересованности ребят. А в конце первой конкурсной недели директор школы Луиза Токашева рассказала мне о том, что несколько родителей обратились к ней с просьбой об открытии кружка французского языка!

    Конкурс «Учитель года России» проводится среди тех, кто учит. А чему конкурс научил Вас?

    Девизом конкурса в этом году, благодаря региону проведения, стала цитата Ахмата-Хаджи Кадырова: «Учитель создает нацию». Мне стал очень близок этот принцип. Особенно, являясь теперь победителем конкурса такого уровня, понимаю, что должна работать еще лучше. Но наверно, в полной мере смогу осмыслить весь полученный на конкурсе опыт только спустя некоторое время. Много планов, идей, интересных предложений о сотрудничестве, которые хочется реализовать. И главное, стать «Учителем года» – высшая оценка труда, но с этой вершины открывается вид на еще более интересные и привлекательные перспективы.

    Участие в финале конкурса предоставило возможность познакомиться непосредственно с системой образования Республики Чечня, а в общении с конкурсантами и с опытом других регионов. Что захотелось перенять у коллег?

    На втором этапе конкурса к работе жюри подключились представители родительской общественности, которые очень интересно рассказывали о том, как организовано взаимодействие семьи и школы в Чеченской республике. Хотела бы отметить, что в этом направлении в регионе сделано многое, есть очень интересные новые форматы взаимодействия, которые хотелось бы использовать в своей работе.

    Помимо этого хотелось бы еще раз внимательно, без спешки пересмотреть уроки и внеурочные занятия всех коллег этого года, особенно преподающих иностранный язык. Это как огромное собрание всего самого лучшего, интересного, актуального на данный момент в преподавании.

    Что вы могли бы посоветовать молодым петербургским учителям, которые делают первые шаги в конкурсном движении и хотят достичь высоких результатов?

    Для меня конкурсное движение – неотъемлемая часть профессии, потому что мне нравится ситуация, когда необходимо активизировать все ресурсы, когда на тебя и твою работу направлено много внимания. Но я прекрасно понимаю, что такой формат личностного и профессионального роста не для всех комфортен, поэтому главное определиться с приемлемостью участия в конкурсном движении, а дальше слушать свою администрацию и наставников, учитывать как свои сильные, так и слабые стороны. Мне нравится, что сейчас конкурсное движение в Санкт-Петербурге очень разнообразно: можно показать себя как учитель или наоборот как классный руководитель, поучаствовать в конкурсе методических разработок уроков, программ, учебных материалов различной тематики. Уже два года успешно проводится конкурс учительских команд, где педагоги все испытания проходят в составе группы из шести человек. Все это очень интересно, порой необычно, а главное – отвечает склонностям и интересам педагогов.

    Как Вы относитесь к отличникам?

    В моем школьном аттестате стоят все пятерки, поэтому к отличникам отношусь с большим уважением и прекрасно понимаю, что за этим стоит. Такой результат может быть достигнут по-разному: это и память, и неординарные способности, и усилия родителей, и большие временные затраты, но что бы это ни было, это всегда большой труд и работа над своим характером, над преодолением себя.

30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3