• Читайте также:

    Русский музей хранит порядка 2000 скульптурных шедевров XVIII–XX веков, многие из которых можно увидеть и изучить в залах музея прямо сейчас. «Фиеста» выбрала 10 самых интересных скульптур, выставленных в Михайловском и Строгановском дворцах, и рассказывает их историю.

    10 жемчужин скульптурной коллекции Русского музея

    Франческо Растрелли. «Анна Иоанновна с арапчонком», 1741 год

    Франческо Растрелли. «Анна Иоанновна с арапчонком», 1741 год

    В 1716 году Франческо Растрелли был вызван Петром I в Петербург для литья пушек и украшения новой русской столицы. Он приехал вместе с сыном Франческо Бартоломео — будущим знаменитым архитектором. «Анна Иоанновна с арапчонком» — одна из самых известных работ мастера. Выполненная в натуральную величину скульптура должна была стоять у Зимнего дворца. Но Анна Иоанновна умерла раньше, чем работа была закончена.

    Паоло Трубецкой. «Портрет Льва Толстого», 1899 год

    Паоло Трубецкой. «Портрет Льва Толстого», 1899 год

    Этот портрет Льва Толстого принадлежит к числу лучших изображений писателя. Толстой сам общался с Трубецким в его московских мастерских на Мясницкой и у себя в Хамовниках, где и был сделан этот бронзовый бюст. Трубецкой называл себя противником «всякой позы, видя в простоте и реальности истинное отражение художественного настроения».

    Борис Орловский. «Фавн и вакханка», 1837 год
    Борис Орловский. «Фавн и вакханка», 1837 год

    Изначально Борис был крепостным. Скульптуре он обучался в Москве у С. Кампиони, а затем работал в Петербурге в мастерской П. Трискорни. За исполнение мраморного бюста Александра I был освобождён от крепостной зависимости и принят в Императорскую Академию художеств. Статуя «Фавн и вакханка» была создана Орловским в Италии, где скульптор провёл шесть лет.

    Михаил Козловский. «Минерва и Гений художеств», 1796 год
    Михаил Козловский. «Минерва и Гений художеств», 1796 год

    Именно Козловский — автор «Самсона, раздирающего пасть льва» для Большого каскада в Петергофе. Он был не просто скульптором, но академиком, профессором, членом Совета Академии художеств и преподавателем. Скульптура установлена в Новой передней Строгановского дворца и является своеобразным эпиграфом основной композиции.

    Михаил Козловский. «Гименей», 1796 год
    Михаил Козловский. «Гименей», 1796 год

    Ещё одна работа Козловского, расположенная в Михайловском дворце. Скульптура выполнена ко дню бракосочетания второго сына императора Павла I великого князя Константина Павловича Юлией-Генриеттой-Ульрикой принцессой Саксен-Кобургской, которая после стала великой княгиней Анной Фёдоровной.

    Федот Шубин. «Екатерина II — законодательница», 1789 год
    Федот Шубин. «Екатерина II — законодательница», 1789 год

    Федот Шубин — выдающийся скульптор русского классицизма, работавший в основном в жанре портрета. В творчестве Шубина образ Екатерины занимает особое место. А статуя «Екатерина II — законодательница» создавалась для праздника, устроенного Потёмкиным в честь императрицы в Таврическом дворце. Для скульптуры даже была сооружена специальная ротонда в Зимнем саду. Кстати, за эту работу в 1794 году Шубин получил звание профессора.

    Иван Витали. «Венера», 1852 год
    Иван Витали. «Венера», 1852 год

    Иван Витали обучался скульптуре в мастерской мраморщика Трискорни в Петербурге и одновременно был вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств. Он участвовал в создании скульптурного убранства сразу нескольких петербургских храмов: Исаакиевского собора, церкви Александра Невского и католического собора Святой Екатерины.

    Марк Антокольский. «Мефистофель», 1883 год
    Марк Антокольский. «Мефистофель», 1883 год

    Скульптор исполнил множество вариантов статуи и, окончив в 1883 году, Антокольский мечтал показать её в Петербурге. После долгой переписки она в 1886 году была выставлена в Эрмитаже. Произведение везде имело шумный успех. Берлинская Академия художеств избрала Антокольского почётным членом, а в Вене скульптор был удостоен Большой золотой медали.

    Марк Антокольский. «Иван Грозный»,1871 год
    Марк Антокольский. «Иван Грозный»,1871 год

    Пожалуй, самая знаменитая статуя Антокольского. Выставлена во флигеле Росси Русского музея. На Александра II и великую княгиню Марию Николаевну скульптура произвела сильное впечатление, они даже заказали себе бронзовый отлив статуи. В 1872 году «Иван Грозный» произвёл фурор на Международной выставке в Лондоне, Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок. Скульптура стала первой работой русского мастера, попавшей в коллекцию зарубежного музея.

    Неизвестный скульптор. «Пётр I», вторая половина XVIII века
    Неизвестный скульптор. «Пётр I», вторая половина XVIII века

    Эта скульптура — из фамильной коллекции графов Воронцовых-Дашковых. Автор оригинальной модели неизвестен, однако искусствоведы отмечают, что, скорее всего, он вдохновлялся памятником Людовику XIV работы Ф. Жирардона, который стоял по 1792 год на Вандомской площади в Париже.

30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3