• В те годы быстро перемещаться по городу на большие расстояния могли только зажиточные петербуржцы: простые смертные были не в состоянии платить извозчикам. Конно-железная дорога изменила всё: вагон вмещал около 40 пассажиров, проезд стоил всего 5 копеек, при этом передвигаться по улицам можно было со скоростью 8–12 километров в час, да ещё и под весёлый звон колокольчика. Новый вид транспорта имел ошеломительный успех: за первый год конка перевезла почти миллион пассажиров.

    Предтечей конки в XIX веке был омнибус — карета, запряжённая лошадьми, которая вмещала в себя 10–16 человек. Проезд в один конец на таком транспорте стоил 10 копеек. Омнибусы впервые появились в городе в 30-х годах XIX века, но уже через 30 лет перестали справляться с растущим пассажиропотоком.

    Первые конно-железные дороги в Петербурге появились в 1860 году — сначала их использовали только для перевозки грузов, а затем оборудовали и для пассажиров. Выглядела конка следующим образом: большой вагон по железнодорожным путям тянули две лошади, которыми управлял кучер. При этом вагон мог быть одноэтажным либо двухэтажным, а площадка на втором ярусе называлась империалом, и билет туда стоил всего 2 копейки.

    К слову, вокруг империала в те годы развернулись жаркие споры: могут ли дамы в платьях и юбках подниматься на верхотуру, не слишком ли это неприлично? Лишь в начале XX века лестницу сделали менее крутой, а кататься на втором ярусе женщинам официально разрешили только в 1903 году.

    В конке существовали свои правила поведения для пассажиров. Мужчина, который входил в вагон, обязательно должен был приветственно склонить голову в сторону сидящих дам. Курить можно было только в открытых вагонах и в империалах, а нетрезвые и грязные пассажиры в транспорт не допускались. Также нельзя было кататься на конке с животными и плевать в вагоне на пол.

    Популярность нового транспорта сулила инвесторам существенную выгоду, и «Товарищества конных железных дорог» стали появляться как в Петербурге, так и в других городах. К 1910 году в столице построили около тридцати линий, которые проходили по центральным улицам города — по Невскому проспекту и Садовой улице, от Адмиралтейской площади до Николаевского моста (сейчас Благовещенский).

    Конные парки, в которых находились конюшни, кузница и мастерские по ремонту экипажей, находились в районе нынешних Советских улиц, у Московской и Нарвской заставы и на Петроградской стороне. В момент пика популярности конки петербургские маршруты обслуживало около 3000 лошадей.

    Закат конно-железных дорог был связан с изобретением электрического трамвая — транспортные магнаты стали массово вкладывать капиталы в новое выгодное предприятие. Вскоре трамваи полностью вытеснили с улиц города конки — последние экипажи отправились в путь в сентябре 1917 года.

29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1