• «Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это – естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.

    В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким эта-пам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».

    Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.

    Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.

    Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем – и ходьбы.

    Психомоторное развитие детей первого года жизни

    Новорожденный

    Зрение – при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.

    Слух – при резком звуке вздрагивает или моргает.

    Моторика – поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.

    Эмоции – много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.

    1 месяц

    Зрение – фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при яр-ком свете.

    Слух – кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.

    Речь – появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».

    Моторика – в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.

    Эмоции – открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).

    2 месяца

    Зрение – прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.

    Слух – прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.

    Речь – в конце второго месяца появляется гуление.

    Моторика – в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.

    Эмоции – появляется улыбка при общении со взрослым.

    3 месяца

    Зрение – длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.

    Слух – отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.

    Речь – ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.

    Моторика – удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.

    Эмоции – в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.

    Игра – рассматривает, ощупывает свои руки.

    4 месяца

    Зрение – может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).

    Слух – различает голоса близких.

    Речь – громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.

    Моторика – в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.

    Эмоции – смеется в голос, появляется чувство испуга.

    Игра – целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

    5 месяцев

    Зрение – может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.

    Слух – прислушивается к музыке.

    Речь – появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.

    Моторика – в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.

    Эмоции – при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.

    Игра – активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.

    6 месяцев

    Зрение – понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).

    Слух – появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть, кто это), узнает знакомые голоса.

    Речь – ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).

    Моторика – переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.

    Эмоции – с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.

    Игра – манипулирует с игрушками.

    7 месяцев

    Зрение – узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.

    Слух – различает интонацию голоса, понимает, когда его хвалят или ругают.

    Речь – элементы лепетной речи.

    Моторика – сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.

    Эмоции – реакция страха сменяется познавательным интересом.

    Игра – любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кро-ватки.

    8 месяцев

    Зрение – интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.

    Слух – понимает понятия «где?», «дай», «на».

    Речь – активный лепет, слоговая речь.

    Моторика – устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

    Эмоции – постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.

    Игра – отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.

    9 месяцев

    Зрение – долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.

    Слух – выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

    Речь – появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «ба-бака»).

    Моторика – ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.

    Эмоции – различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.

    Игра – Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.

    10 месяцев

    Зрение – показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.

    Слух – узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.

    Речь – повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.

    Моторика – стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.

    Эмоции – реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.

    Игра – начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.

    11 месяцев

    Зрение – внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.

    Слух – понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).

    Речь – обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.

    Моторика – стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.

    Эмоции – появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.

    Игра – умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.

    12 месяцев

    Зрение – узнает многие предметы на картинке.

    Слух – появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет – «ж-ж-ж», киска мяукает – «мяу»).

    Речь – умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.

    Моторика – ходит самостоятельно, приседает и встает.

    Эмоции – появляется сопереживание.

    Игра – активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.

    Конечно, приведенный выше календарь психомоторного развития ребенка до года усреднен, показатели разных детей могут отличаться. При этом каждый малыш с удовольствием познает мир вокруг себя. Каждая новая форма, цвет, фактура, звук или человек обеспечивают им возможность приятной познавательной активности.

29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1