• Экспозиция исторических полотен открылась в зале № 54 Михайловского дворца. Вместо известной картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета…», отправленной на выставку в Третьяковскую галерею, посетители смогут увидеть картины художников второй половины XIX века на сюжеты истории допетровской Руси.

    Ознакомиться с полотнами Павла Чистякова, Александра Литовченко, Александра Новоскольцева, Константина Маковского и Василия Верещагина можно будет на постоянной экспозиции в часы работы музея.

    Например, с картиной «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому» (1861 г.). Художник Павел Чистяков изобразил на ней, казалось бы, малозначительный эпизод борьбы за великое княжение. Однако именно он положила начало длительному и кровавому периоду междоусобиц и насилия, в ходе которого оба князя Василия были ослеплены и потому и стали «Косым» и «Темным».

    Сложная и противоречивая фигура Ивана Грозного всегда привлекала русских художников. На экспозиции можно увидеть картины, запечатлевшие Ивана IV Васильевича в последние годы его правления. На создание полотна «Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву» (1875 г.) Григория Седова вдохновил один из эпизодов постановки московского Малого театра «Василиса Мелентьева» по одноименной драме Александра Островского. Художник изобразил тот роковой момент, когда героиня – шестая жена царя – в сонном забытьи произносит имя своего возлюбленного в присутствии Ивана Грозного.

    На картине Александра Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» (1875 г.) можно увидеть британского дипломата, занимавшего важное положение при русском дворе в качестве поставщика военных припасов из Англии. Постаревший царь, стремясь продемонстрировать свое богатство и могущество, приводит англичанина под своды кремлевской сокровищницы.

    Полотно Василия Верещагина «Осада Троице-Сергиевой лавры» (1891 г.) запечатлело одну из страниц горького периода в истории России – Смутного времени. Почти шестнадцать месяцев продолжалась осада монастыря войсками Лжедмитрия II. Лавра была не только важнейшим религиозным центром и обладательницей крупной сокровищницы, но и мощной военной крепостью. Поэтому, несмотря на все усилия захватчиков, монастырь не пал, став воодушевляющим примером стойкости для всей страны.

29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2