• Память в камне и бронзе
    12 ноября 2018, 12:18
    Память в камне и бронзе

    На карте Северной столицы можно найти множество мест, где в камне и бронзе увековечены достойные сыны города на Неве и знаковые для мегаполиса события. Как и архитектурные шедевры, скульптуры и монументы — это экспонаты музея под открытым небом, имя которому Петербург. Легко предположить, что львиная доля памятников монументального искусства сосредоточена в историческом сердце города. О том, кто несет ответственность за существующие, когда появляются новые и как отличить памятник от не памятника, рассказывает начальник отдела культуры администрации Центрального района Наталья Корель. 

    Регламентированный подход

    Центральный район — настоящая визитная карточка Петербурга со сложившимся архитектурным обликом. Он расположен в охранной зоне объектов культурного наследия. Установка новых произведений монументального искусства — обелисков, стел, памятных знаков и скульптур — влияет на облик сложившейся застройки города, поэтому новые памятники здесь появляются довольно редко. У нас фактически нет для этого места, как и нет нехватки в самих памятниках. В нашем районе находится самое большое количество памятников — известных, любимых, красивых. На сегодняшний день их 69, 13 находятся на балансе администрации района. Процедура установки утверждена постановлением городского правительства № 944 от 21.08.2009 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при установке произведений монументального искусства в Санкт-Петербурге». Если мы будем отказываться от соблюдений этих правил, то повлечем многочисленные проблемы. Начнут в самовольном порядке, пусть даже из лучших побуждений, устанавливать памятники, не имея на это юридического обоснования, — территория района превратится в хаотичное нагромождение скульптурных объектов. Когда памятник появляется в городском пространстве по всем правилам, не возникает вопросов, кто автор, кто будет в дальнейшем его содержать и обслуживать и т.д. — все это прописано в постановлении правительства города. И сам художественный объект в таком случае получается грамотным и точным. Стоит отметить, что решение об установке памятника принимается по прошествии не менее 30 лет со дня смерти личности. Когда речь идет о выдающейся личности, по письменному указанию губернатора может быть сделано исключение. В Центральном районе таким исключением в 2006-м стал памятник Галине Старовойтовой, который находится на балансе нашей администрации.

    Хлопотное дело

    Памятник — дело серьезное: за ним надо ухаживать, приводить в порядок — птицы, пыль, копоть и грязь делают свое дело. За всеми памятниками, находящимися на балансе администрации района, мы серьезно ухаживаем в тесном сотрудничестве с Музеем городской скульптуры. Когда несколько лет назад появилась большая трещина в основании памятника Джамбулу Джабаеву, который нам подарили к 300-летию города, мы его отремонтировали совместно со специалистами музея — потребовалось провести серьезные сварочные работы в нижней части скульптуры. Памятник полностью привели в порядок: укрепили, обновили надписи, прочистили фонтан. Ежегодно ухаживаем за бюстами. Прочие памятники стараемся приводить в порядок ко всем праздникам и значимым датам. Например, к крестному ходу 12 сентября, промыли монумент Александру Невскому на одноименной площади. Это сложная процедура с использованием высотной техники и специальных составов для очистки и защиты объекта. Совсем недавно к нам обратились по поводу памятника Дзержинскому на Шпалерной, 60. Юные скейтбордисты использовали его как трамплин. Мы зафиксировали все повреждения, составили акт, передали его Музею городской скульптуры, обратились в полицию, чтобы наблюдение за этим объектом усилили. В итоге сотрудники музея все царапины зашлифовали, покрыли воском.

    Мир идей

    Нам иногда присылают письма с идеями увековечить того или человека, но это предложения, а не официальные заявки. Авторы таких писем — не инициаторы, а люди, у которых есть какие-то идеи. Мы разъясняем им регламент и стараемся объяснить, что мест для установки каких-то больших памятников в районе нет. Скверы и сады, где могут появиться новые произведения монументального искусства, есть, но их крайне мало. Давно один из жителей нашего города очень долго добивался установки памятника капусте, так как ее выращивали жители города в блокаду. Конечно, с точки зрения истории, это было бы обоснованно, но он хотел поставить скульптуру на площади Искусств — в месте со сложившимся архитектурным обликом, куда «вписать» какое-либо новое монументальное произведение просто невозможно. Еще у одного человека была идея поставить памятник Дяде Стёпе (Милиционер из стихотворения Сергея Михалкова — Прим. ред.). Он даже нашел место около 28-го отдела полиции. Его идея не прошла. А на том самом месте в этом году открыли памятник первому петербургскому генералполицмейстеру Антону Девиеру. Неоднократно выступали с идеями построить храм Джона Леннона, поставить памятник Виктору Цою. Но чаще люди предлагают не какие-то большие проекты, а обращаются по поводу элементов благоустройства — это другая история, другая схема согласования. Вот, например, малые архитектурные формы, как Чижик-Пыжик на Фонтанке или кот на Малой Садовой, — это не памятники. Их установка происходит по общегородским правилам благоустройства. 

    Когда инициатива наказуема

    На улице Моховой, 27-29 попытались увековечить историю о том, что в этом дворе снимался фильм Владимира Бортко «Собачье сердце». На свои собственные деньги без уведомления кого-либо, без прохождения необходимых процедур установили во дворе объект, посвященный героям повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», и назвали его памятником. В Комитете по градостроительству и архитектуре нам сказали, что памятник — это произведение, увековечивающее какую-то личность, что в этом объекте они «памятника» не видят, а считают его «элементом благоустройства». Он все равно должен пройти определенную процедуру согласования. Жители этого дома на Моховой нормально относятся к установленному профессору Преображенскому с собакой — этот объект никому не мешает, но все надо было сделать грамотно и по правилам. Мы обязаны выявлять бесхозное недвижимое имущество, составлять об этом акт с обязательной фотофиксацией и направлять его в Комитет по градостроительству и архитектуре, что и было нами сделано. В настоящее время ждем заключения Комитета по градостроительству и архитектуре о статусе данного объекта и законности его установки.

26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6