• Более сорока лет Сергей Шептовицкий работает в школе № 207 Центрального района Санкт-Петербурга. За это время не одно поколение учеников школы обязаны ему знаниями по сложному, но интересному предмету — математике. Корреспонденты пресс-клуба «МаяК» выяснили, почему Сергей Михайлович выбрал для себя такую профессию и как ему удается заинтересовать своим предметом тысячи учеников.

    Почему вы решили стать учителем? 

    Преподавать я начал в 1977 году. Почему я этим занялся? Сейчас бы это назвали «семейным бизнесом»: мои бабушки и дедушки, мама и папа — все в разных поколениях были учителями. И как-то так само собой получилось, что особого выбора у меня не было. 

    А почему именно математика? 

    Ну, наверное, потому что, когда я сам был школьником, она мне легче всего давалась. И это несмотря на то, что у нас в семье все были гуманитариями: мама и папа преподавали русский язык и литературу, были в семье учителя химии и биологии, а математиков не было, но мне эта наука нравилась больше всего.

    Вы помните свой первый урок? Волнение было?

    Помню, но не могу сказать, что это было что-то особенное. Я был молод, дети ко мне приглядывались, так что все самое интересное происходило уже позже, а в начале пути мы только находили взаимопонимание. Не скажу, что когда-либо волновался на своих уроках. 

    Есть ли кто-то из учеников, кто больше всего запомнился?

    Разные у меня были ученики, но в основном запоминаются немного необычные, которые как-то по-своему воспринимают мой предмет. Довольно часто бывает, что в процессе обучения и повторения новой темы некоторые ученики предлагают новые варианты решения задач там, где я и не думал их использовать. Такой нестандартный подход, конечно, запоминается. 

    Ваш учительский стаж более 40 лет, за это время вы получали какие-нибудь звания или награды?

    Ну да. Были и грамоты от Министерства образования еще в Советском союзе, а в 2005 году получил звание Заслуженного учителя России. Самое главное ведь не это, главное — получение удовольствия от того, чем ты занимаешься.

    Вы учили не только в России, но и в СССР. Отличается ли преподавание в этих разных странах? 

    Да, действительно, разные страны. На самом деле, трудно ответить на этот вопрос. Когда ты каждый день, из урока в урок делаешь, фактически, одно и тоже, кажется, что нет никаких отличий. Но, на самом деле, конечно, многое поменялось. Совершенно другие условия, как для учителей, так и для учеников: компьютеры, интерактивные доски, интернет — это другие технологии, поэтому и процесс обучения уже другой. Тем, кто хочет учиться, стало гораздо комфортнее благодаря такому количеству разной информации. И, на мой взгляд, сейчас дети могут получить более качественное образование, чем в Советском Союзе, стоит только захотеть. С другой стороны, если говорить о выпускных классах, мне кажется, что требования и экзамены сейчас очень лояльные. Поэтому многие дети совершенно не хотят стараться. И это две полярные ситуации. Сегодня одни серьезно учатся и получают качественное образование, а другие не уделяют учебе должного внимания. А раньше человек, который мог учиться, учился во всю, потому что тогда казалось, что возможностей других нет и не будет. Сейчас даже в обществе мнение об образовании поменялось, думают, что и без него обойтись можно и все хорошо будет.

    То есть, можно сказать, что в Советском Союзе люди больше стремились к знаниям? 

    В общем-то, да. Я думаю, это из-за того, что раньше знания были некой интеллектуальной собственностью. А теперь много и другой собственности. Поэтому отношение к учебе изменилось. В Советском Союзе считалось, что образование — это обязательно. 

    Почему такое изменение произошло?

    Возможно, потому что многим, кто получил образование в СССР, в период перестройки, пришлось менять профессию. И те знания, которые они получали, оказались не нужны в современном мире. Люди много учились, а потом вдруг их знания обесценились, а наблюдали за этим процессом их дети. 

    Вы хотите сказать, что новое поколение разочаровалось в обучении? 

    Это слишком категорично. Просто количество учеников, действительно жаждущих получить хорошее образование, заметно сократилось. Но при этом те, кто хочет учиться сегодня, получают более качественное образование. 

    Насколько нам известно, вы пользуетесь успехом среди своих учеников. В 2007 году они даже создали в социальной сети «ВКонтакте» своеобразный фан-клуб, посвященный вам, который до сих пор действует.

    Вообще, я стараюсь не занимать себя лишней информацией. Но да, я слышал об этом — друзья рассказывали. 

    На ваш взгляд, каким должен быть хороший преподаватель? 

    Он должен хорошо знать и разбираться в своем предмете. Конечно, без желания научить предмету детей тоже не обойтись. Да и к ученикам нужно относиться по-человечески, никогда не впадать в крайности.

29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2