• В августе 2017 года после реставрации двуглавые орлы вернулись на свое историческое место, на Главные ворота Зимнего дворца.

    Решение о демонтаже орлов и вензелей для проведения работ по восстановлению утрат позолоты было принято в 2016 году на Реставрационном совете Государственного Эрмитажа. Работы осуществляла реставрационная фирма «Музейные технологии» под архитектурно-методическим надзором Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Эрмитажа. В процессе реставрации была проведена рихтовка деформированных фрагментов и полное перезолачивание поверхности всех фигур и вензелей.

    Первые ворота, ведущие со стороны Дворцовой площади во двор Зимнего дворца, были выполнены по проекту Ю.М. Фельтена в 1771 году. Это были деревянные ворота, расположенные в трех арках со стороны южного фасада здания, соединяющих Большой двор Зимнего дворца с Дворцовой площадью. Ворота были филенчатыми.

    C воцарением Павла I на рубеже XVIII-XIX веков проводятся работы по замене главных ворот. Они изготавливаются из того же материала, но окрашиваются в «военную» расколеровку − с чередованием белых и черных полос и тонкими разделительными красными линиями.

    К середине XIX века ворота обветшали. В 1884 году встал вопрос о замене деревянных ворот металлическими. Проекты больших и малых ворот были составлены дворцовым архитектором Н.А. Горностаевым.

    По утвержденному Александром III проекту фабриканту Ф. Мельцеру было поручено изготовить шаблоны ворот. В его мастерской были выполнены деревянные модели в натуральную величину с лепными украшениями. Модели были установлены для обозрения сначала в манеже Аничкова дворца, а затем в манеже Зимнего дворца.

    Массивные ажурные ворота из кованого железа с накладными декоративными элементами из черного и цветного металла изготовили на петербургском чугунолитейном заводе Сан-Галли.

    Новые металлические ворота, увенчанные золочеными двуглавыми орлами, простояли чуть больше 30 лет. После февральской революции 1917 года, согласно вердикту Временного правительства державные птицы и вензеля были демонтированы и безвозвратно исчезли. Когда Сергей Эйзенштейн снимал свой «Октябрь», где солдаты штурмовали ворота Зимнего дворца – орлов на них уже давно не было, это были муляжи…

    Идея воссоздать исторический вид ворот Зимнего дворца возникла во второй половине ХХ века. Скульптор С.Г. Лебедева на основании иконографического материала выполнила пластилиновые модели утраченных деталей ворот. На их основе отлили цинковые формы. Изготовление орлов из листовой меди методом выколотки выполнил художник-реставратор Государственного Эрмитажа А.Н. Герасимов. А реставрация самих створок ворот Большого двора Зимнего дворца стала заключительным этапом программы «Новый вход в Эрмитаж».

    Свой первозданный вид Главные ворота Зимнего дворца обрели в 2003 году, к дням празднования 300-летия Санкт-Петербурга.

28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1