• Несколько лет назад гимназия № 209 получила название «Павловская», потому что когда-то в этих стенах размещался Павловский женский институт, который находился под личным покровительством Романовых. В год столетия революции директор Дмитрий Ефимов читает большую лекцию о Николае II. Закономерно? Узнаем об этом из первых уст.

    – Дмитрий Георгиевич, почему для знаковой лекции, а она именно такая, вы выбрали фигуру последнего императора?

    – Во-первых, на примере этой личности мы показываем, как непросто верховной власти во все периоды нашей истории принимать решения.  Во-вторых, мы учим детей понимать историю, а не судить. Люди же, как правило, занимаются расклеиванием ярлыков. Приведу конкретный пример. Вот журнал «Дилетант», на обложке – Николай II, заголовок: «Человек не на своем месте». В этом журнале нет ни анализа, ни осознания сложности той ситуации, в которую  Россия попала на том этапе. (Между прочим, сейчас мы находимся в той же сложнейшей геополитической ситуации, что и в 1917 году!). А покупая этот журнал, я услышал, как продавец говорит коллеге: «Спасибо, что посоветовал статью про Николая II, действительно, слабый правитель, не очень хороший царь». Я задаю вопрос: «А у нас когда-то хорошие были?» – пауза, потом неуверенный ответ: «Ну, когда-то, в Древней Руси». – «Вас Иван Грозный устраивает?» – ответа мне не было. Мы должны вести эту борьбу со штампами, с этими примитивными ответами на тему «кто там не додумал, не доделал, кто не на своем месте». Хотя я всегда искренне говорю: к огромнейшему сожалению, история в школе не может быть объективной наукой,  и не по той причине, что мы будем субъективно ее трактовать. У нас есть огромный портрет Павла I в актовом зале. Его создавала профессиональная художница Елена Владимировна Петрусенко года два, не меньше, она прописала каждую складочку, каждую черточку. Вот так же и в истории. Если мы хотим понять, что же такое был Павел I, мы должны потратить не 15 минут на уроке, как это запланировано программой, а говорить об этом государе минимум 15 часов, чтобы каждый штришок его жизни и поступков был донесен до учащихся.

    – Какой же выход? Школьная программа не безразмерная.

    – Главное, что мы делаем – учим детей находить ценные моменты в каждом из исторических периодов. Мы сформировали эту концепцию в августе 2014 года в названии своего образовательного учреждения, а в январе 2015 в Рождественском послании патриарха Кирилла прозвучала созвучная нам идея: от каждого периода русской истории надо взять какую-то идею, какую-то ценность, чтобы ее понести дальше. От средневековой Руси – понятие веры, от императорской России – понятие державности (мощи, величия на мировой арене), от революции – поиск идеи справедливости, от советского времени – идею солидарности, от нынешних дней – идею достоинства.

    – Какие идеи вы предлагаете взять из времени Николая II?

    – Например, миротворчество. Император был инициатором идеи разоружения – не получилось, тогда он предложил ограничить гонку вооружения – не получилось, тогда он добился того, чтобы в Гааге были созваны конференции, которые ограничили способы ведения войны. Вторая идея – идея служения своему Отечеству. Проанализируем манифест Николая II – он призывает сплотиться ради победы в войне и пишет, что готов уйти, если он мешает, но уйти ради сплочения, а не ради мифических прав и свобод. Император ничего себе не выторговывал, никаких гарантий, отрекаясь от власти. Вообще, у Николая II было много правильных идей. При нем был сформулирован постулат: «Россия – семья народов». Сталин в свое время говорил только о дружбе народов, сейчас же провозглашена толерантность – то есть мы все только терпим друг друга. Чувствуете разницу?

    – А что вы скажете об идеях реставрации монархии?

    – В декабре 2009 года, в рамках своего визита в Петербург, у нас побывал Димитрий Романович Романов, это прапраправнук Павла I. Два часа с ним общались наши дети, потом еще около полутора часов – педагоги. Учащиеся задали князю вопрос: «Не хотели бы вы восстановить монархию, самому править?». Он ответил «нет» и объяснил, что монархия – это власть религиозного плана, а не только политического, когда народ далек от таких идей, такая попытка – полная утопия.

    – И все-таки, пару десятков лет назад мы все смотрели на события 1917 года через призму личности другого исторического деятеля – Ленина. Насколько объективным получается такой разворот?

    – Хотя мы смотрим на события через личность, но объясняем ученикам, что неверно считать, будто один правитель определяет историю. Проблемы, которые привели к революции, коренились больше в общественных устоях, а не единственно в руководителе страны. Кроме того, плодотворнее для наших учащихся будет осознать свою ответственность, а не только ответственность своих руководителей. Это тоже российская традиция: не любить власть и перекладывать на нее все грехи – в том числе свои, недоработки и даже отсутствие вдохновения. Есть хорошая фраза,  которая тоже нуждается в осмыслении: «Государство призвано не установить рай на Земле, а предотвратить ад». Если государство предотвращает ад, наверное, оно требует поддержки народа. А что было в 1917-ом?  Россия воюет с Германией, это наш главный противник, а второй наш противник – Англия – в данный момент является союзником. Интересы Англии такие же, как в XVIII и ХIХ веках: ослабить все другие страны и остаться державой номер 1. Поэтому если Россия выиграет эту войну в составе Антанты, то истощенной и главными в выигрыше будут англичане. Если проиграет – что и произошло на самом деле – Англия все равно находится в безопасности на своем острове. В это время в Петрограде суровая морозная зима, выпадает толстый слой снега, железнодорожники не успевают с расчисткой путей, возникает транспортная проблема, очереди за хлебом... Между тем есть одна закономерность: если страна одерживает победы на международной арене, народ готов терпеть все трудности. Хватило бы чуть-чуть терпения, была бы победа...  Знаменитый философ Иван Ильин говорил: «Виноваты все в этой революции, но виноваты не потому, что русский человек был силен во зле, а потому что он был слаб в добре».

26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6